Картины, которые изменили все

20 октября 2020

4 удивительные истории из мира искусства

Многие культовые картины вызывают восторг у профессионалов и, одновременно, недоумение или сарказм у широкой публики. Мы выбрали четыре скандальных произведения подобного толка — и попытались разобраться, в чем их посыл, каков контекст создания и как они повлияли на нашу жизнь.

 

01_Картины, которые изменили все

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи, около 1505 года

Эта картина известна всем — даже тем, кто не любит живопись и абсолютно не интересуется ей. Но так сложилось, что самый безразличный к искусству турист, оказавшись в Париже, непременно отправляется в Лувр, только чтобы увидеть это произведение. В чем же секрет популярности «Моны Лизы»? Самый частый ответ: в ее загадочности. Многие слышали гипотезу о том, что на портрете изображена вовсе не женщина, а мужчина — и это автопортрет самого Леонардо да Винчи. Также часто рассуждают про загадочную полуулыбку и блуждающий взгляд Моны Лизы, который словно «следует за человеком, с какого бы ракурса тот ни рассматривал шедевр». Но согласитесь, всего этого как-то недостаточно, чтобы стать самой знаменитой картиной в мире.

До начала XX века «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (другое название «Моны Лизы») ничем не выделялся среди других работ великого мастера. Одно время картина даже украшала… баню французского короля — из-за чего, кстати, изрядно пострадала! Бытует мнение, что Франциск I поместил картину в баню не потому, что не понимал, каким шедевром он обладает, а как раз наоборот — баня в Фонтенбло была «местом силы» Франции той поры, где, помимо всего прочего, король проводил дипломатические встречи.

Как бы то ни было, оказавшись в экспозиционных залах Лувра «Джоконда» не особо привлекала взгляды посетителей, вела скромный образ жизни «одной из работ великого Леонардо». Но 21 августа 1911 года произошёл скандал, который изменил все. 

02_Картины, которые изменили все
Новость о краже «Моны Лизы» в газете Le Petit Parisien

При неизвестных обстоятельствах портрет был похищен. Прямо из Лувра. Новость мгновенно попала во все газеты Франции и далее разлетелась по миру. Возмущенную публику волновало множество вопросов: кто украл картину, куда смотрела охрана, как тратятся деньги налогоплательщиков, раз музей не охраняют должным образом, — о похищении картины говорили на каждом углу. Благодаря краже «Мона Лиза» одномоментно попала на обложки всех известных газет Европы — и в миг стала самой популярной и узнаваемой картиной в мире! 

Что интересно, в дальнейшем некоторые хитрые «предприниматели» из мира искусства будут использовать этот прием: намеренно раздувать (продюсировать) скандал вокруг произведений — ради внимания и первых полос газет — и таким образом повышать их стоимость. Что касается «Моны Лизы», ее славе было суждено греметь еще долго. Спустя пару недель изображение таинственной красавицы вновь оказалось на обложках газет — под следствие по делу о похищении картины попал знаменитый художник Пабло Пикассо (читайте наш материал об этом). Истинный похититель картины был пойман спустя пару лет во Флоренции (и снова первые полосы всех европейских газет были отданы «Джоконде»). Им оказался работник Лувра Винченцо Перуджа — итальянец, которому «претило, что картина Леонардо хранится не в Италии, на родине гения, а во Франции».

Далее были «гастроли» «Моны Лизы» в СССР и США (в период холодной войны) и абсолютное помешательство в Париже, когда в Лувр люди приходили лишь с одной целью: увидеть ее. Собственно, все это мы можем наблюдать и сегодня.

 

03_Картины, которые изменили все

«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год

Художественная жизнь Парижа середины XIX века развивалась под гнетом строгих правил: для того чтобы художнику стать востребованным и знаменитым, ему было необходимо придерживаться определенных канонов классического искусства в части выбора и трактовки сюжета, а также композиции и колорита. Свободолюбивым художникам было непросто, так как любые творческие эксперименты попадали под критику комиссии Парижского салона — и вход на это важное и статусное мероприятие для вольнодумцев был закрыт. Но, когда в 1863 году комиссия Салона отклонила примерно 3000 картин из 5000 заявленных, стало понятно, что живопись живет отдельной жизнью за пределами «официального представления» о ней — и давно не подчиняется никаким законам. Чтобы казаться прогрессивным правителем, Наполеон III разрешил организовать альтернативный салон — так называемый Салон отверженных, — в котором все «обиженные» художники могли бы представить свои произведения на суд зрителей.

То, что случилось в новом салоне, превзошло даже самые смелые ожидания. Откровением выставки стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Это сегодня кажется, что «картина как картина, что тут такого». В середине XIX века в ней шокировало примерно все: и обнаженная женщина с дерзким взглядом в компании одетых мужчин (которых обстоятельства никак не отвлекают от беседы), и, будто небрежно нанесенная краска в изображении пейзажа, и диспропорции женщины и лодки на заднем плане — одним словом, вопросов было больше, чем ответов. Естественно, разразился грандиозный скандал.

Тут стоит заметить, что Мане был далеко не первым художником, кто изобразил раздетую женщину рядом с одетыми мужчинами. Широко известна работа «Сельский концерт» Тициана, в которой обнаженных женщин также не смущало обстоятельство собственной наготы в компании одетых мужчин. Позы героев на полотне Мане в точности повторяют героев правой части картины Рафаэля «Суд Париса». Параллелей можно найти много. Но во всех этих произведениях художники обращались к символам, аллегориям и мифам, а все-таки обнаженные мифологические герои — это одно, а реальные люди, как на картине Мане, — совсем другое. Это шло вразрез с пониманием живописи в XIX веке. 

Судя по всему (доподлинно ведь никто не знает), используя такой дерзкий и красноречивый прием, Мане хотел сказать, что в действительности он всего лишь цитирует классиков, пытаясь уйти от сложных назидательных сюжетов — и вернуть самодостаточную красоту живописи. Кроме того, Мане стал первым художником, который озвучил вопрос значимости дневного света в изобразительном искусстве. Присмотритесь: цвет обнаженного женского тела ярко-белый и фигура девушки будто лишена объема. Такой эффект получился именно за счет того, что героиня написана в солнечном свете. Резкие мазки в изображении природы также воплощают эту задумку. Конечно, Мане был провокатором и знал, как привлечь к себе внимание, но главной его целью, скорее всего, было акцентировать внимание на новых задачах и языке живописи. 

В результате развития идей Эдуарда Мане — прежде всего художниками Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислием — появился импрессионизм. А сам «Завтрак на траве» получил культовый статус (в том числе и в «профессиональной среде») — попробуйте поинтересоваться, сколько «Завтраков на траве» у Пабло Пикассо. 

 

04_Картины, которые изменили все

«Черный квадрат», Казимир Малевич, 1915 год

Нет в мире другой картины, которая пользовалась бы такой дурной славой, как «Черный квадрат» Малевича. Чего про него только ни говорили: что это шарлатанство, пиар, позор, что Малевич никудышный художник, что так даже младенец нарисует, и далее в том же духе. Но «Черный квадрат» не расстраивается и не поддается на провокации. До сих пор в мировом искусстве он сохраняет позицию самого неоднозначного, при этом технически самого незамысловатого художественного произведения. Увидеть его и другие шедевры живописи вы можете в основной экспозиции Третьяковской галереи, давним другом и партнером которой является банк ВТБ.

Хотя, говоря начистоту, к искусству в традиционном понимании «Черный квадрат» не имеет никакого отношения. Он культурное и историческое явление, а сам факт его создания — декларация смерти всего искусства, существовавшего раньше. Картина впервые появилась на футуристической выставке «0,10» в 1915 году, где висела в красному углу — на месте, где в русских домах традиционно находились иконы. Художественный критик Александр Бенуа сказал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». И эта новая икона символизировала конец старого мира в целом: Малевич «преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству». В «Черном квадрате» беспредметность реализована на полную мощность. Это тотальная пустота, черная дыра и смерть.

Глубокую философскую концепцию, заложенную в эту черную «клетку», не понимают даже художественные критики. Среди исследователей искусства много таких, которые не готовы воспринимать работу всерьез. А тот факт, что под слоем черной краски обнаружена другая картина, цветная, породил множество слухов: мол, Малевич сначала писал другую картину, у него не получилось, вот он и закрасил все черным.

05_Картины, которые изменили все
Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10», 1915 год

Несмотря на ворохи гневных отзывов и бесконечную критику, сегодня обсуждение «Черного квадрата» стало увлекательной интеллектуальной игрой, когда можно потренироваться и в поисках скрытого смысла, и в красноречии. Что касается самого автора, своим «квадратом» он либо открыл миру базовую философскую формулу, либо действительно устроил великолепный пиар. Даже собственные похороны художник украсил черными квадратами: попросил повесить их изображения в изголовье и на крышке гроба, на капоте грузовика в траурной процессии и на трибуне среди ритуальных цветов.

 

06_Картины, которые изменили все

«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год

В годы Первой мировой войны в культурной среде Швейцарии (которая соблюдала нейтралитет в разборках Антанты и Тройственного союза) возникло движение дадаистов, которые по идеологическим причинам ненавидели войну. Дадаисты не боялись говорить о бессмысленности военных действий и устраивали эпатажные по своей сути представления, всячески подводя зрителя к мысли об абсурдности происходящего. 

Идеи дадаистов, которые отрицали почти все устои традиционного искусства (например, институт авторства), воплотились в самых разных сферах творчества: литературе, театре, живописи, фотографии. Одним из ярких представителей этого течения стал Марсель Дюшан, его самое известное произведение — так называемый «Фонтан». 

Парадокс этой работы в том, что она не была создана самим автором, а, скорее, приобретена в магазине. Марсель Дюшан выдвинул гипотезу, что любой предмет, сотворенный человеком, может стать произведением искусства. И даже придумал название для таких изделий — «реди мейд», то есть законченный, готовый к употреблению. Чтобы объект (будущий шедевр) стал произведением искусства, нужно, по мнению Дюшана, выполнить несколько ритуальных действий: поставить на нем подпись, установить на постамент и отнести на выставку современного искусства.

Условия могут показаться провокационными и недостаточными, но, как показала практика, гипотеза Дюшана не просто работает — она стала идеологической основой современного маркетинга. Вероятнее всего, сам Дюшан так далеко не заглядывал. Популярность своего «Фонтана» (который он подписал словом «дурак») француз комментировал так: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством».

Согласно легенде, оригинальный «Фонтан» был выброшен на помойку сразу после выставки — все в том же 1917 году. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1950-х Дюшан (а позже и другие художники) сделал несколько копий своего шедевра, который к тому времени уже успел стать иконой поп-арта. 

В 2004 году в Лондоне — в результате опроса 500 экспертов в области искусства, среди которых были художники, владельцы галерей, дилеры, критики и искусствоведы, — «Фонтан» был назван величайшим произведением XX века.

07_Картины, которые изменили все
L.H.O.O.Q., Марсель Дюшан, 1919 год 

Что интересно, есть у Дюшана и своя «Мона Лиза» — с усиками и бородкой. И не одна, а целых 39 штук — оригинал и 38 авторских копий. Одна из них в течение нескольких десятилетий украшала офис Французской коммунистической партии в Париже, а в 2017 году была продана на аукционе Sotheby's почти за 750 тысяч долларов.  

В качестве послесловия: подводить подобные истории к общему знаменателю — дело крайне увлекательное. Вы и без нас справитесь. 365 дней в году этим занимаются искусствоведы, их выводы сильно разнятся. По одному только «Фонтану» написаны десятки книг и сломаны сотни копий. Важно зафиксировать другое: у вас явно проснулся интерес к истории искусств. Тот факт, что вы читаете эти слова, говорит об этом лучше всего.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

9 апреля 2020

<p>
	От палеолита до наших дней
</p>
 Эволюция рисунка

От палеолита до наших дней

10 декабря 2019

<p>
	Не только картины
</p>
 8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Не только картины

21 августа 2019

<p>Пришло время разобраться</p>
Философия русского авангарда

Пришло время разобраться

Все новости