5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти

30 ноября 2021

Исследуем эпохи русской живописи, от Лосенко до Коржева

Коллекция живописи Русского музея примечательна не только своим грандиозным размером. Гуляя по музею и рассматривая произведения, можно проследить, как русское изобразительное искусство изменялось сквозь время и исторические события. Предлагаем вашему вниманию пять шедевров, каждый из которых стал знаковым для своей эпохи.


Антон Лосенко, «Владимир и Рогнеда»


02_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Антон Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Художник Антон Лосенко был среди первых выпускников Академии художеств и стал родоначальником русской исторической живописи. А «Владимир и Рогнеда» — дебютная работа в этом жанре, которая принесла мастеру звание профессора и академика.

Сюжет картины заимствован из «Российской истории» Михаила Ломоносова и древних летописей. Работа посвящена взаимоотношениям князя Владимира и его жены Рогнеды. Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его супругой, но получил отказ. Тогда князь решил жестоко отомстить — пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и женился на княжне вопреки ее желанию.

Картина Лосенко описывает момент раскаяния князя, который просит прощения у супруги. Художник выбирает самую человечную и эмоциональную сцену, в которой князь выступает благородным героем, стремящимся искупить свою вину. Выбор столь психологического момента хорошо отражает ценности эпохи Просвещения с ее стремлением к рационализму — преобладанию разума над эмоциями. Несмотря на некоторую постановочность композиции и эффект театральных масок с трагичными образами на лицах героев, картина наполнена новыми для живописи своего времени эмоциями и возвышенной патетикой.


Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»


03_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1830–1833 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Карл Брюллов, выпускник Академии художеств, настоящий вундеркинд живописи, как его называли современники, провел в Италии более 12 лет. Именно здесь он написал картину, которая принесла ему славу и успех не только на родине, но и за ее пределами. Увлеченный древнеримской историей, художник получил заказ на создание большой картины «Последний день Помпеи» от русского мецената Анатолия Демидова.

Картина иллюстрирует историческое событие, которое произошло в 79 году нашей эры: тогда в результате извержения Везувия город Помпеи, расположенный недалеко от Неаполя, оказался погребенным под слоем вулканического пепла. Картина показывает последние минуты жизни людей перед встречей со страшной трагедией, раскрывая их взаимоотношения и характеры.

«Последний день Помпеи» — это первое столь монументальное историческое полотно в русском искусстве, где художник выступает в качестве историка-исследователя. Брюллов посещал музей Помпеи, в котором остались следы страшной трагедии, и изучал сохранившиеся до наших дней артефакты, найденные при раскопках.

В картину Брюллов поместил и свой автопортрет: художник с ящиком, кистями и красками на голове погружен в свой внутренний мир. Он не пытается спастись от надвигающейся катастрофы и не рефлексирует перед страхом смерти. Его задача — передать красоту и разрушительную мощь надвигающейся стихии.


Илья Репин, «Бурлаки на Волге»


04_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1872–1873 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Знаменитая картина Репина «Бурлаки на Волге» стала классикой реализма в мировом искусстве. Простые бурлаки за тяжелой работой восхищают своим естеством и натуралистичностью образов.

Во время прогулки на пароходе по Неве из Петербурга в Усть-Ижору Репина ошарашил контраст открывшихся перед ними сцен. С одной стороны он видел барышень в светлых нарядах и шляпках с широкими полями, задорно кружившихся в хороводе на набережной. С другой — идущую по берегу артель бурлаков в лохмотьях, с трудом тянущих свою «ношу». Художника захватила идея создания работы, посвященной этой теме, и он с приятелями-художниками отправился на Волгу.

Встретив вдохновивших его бурлаков, Репин выделил одного из них по фамилии Канин — его образ возглавляет бурлаков на картине. Художника потряс глубокий, вдумчивый и трагичный взгляд мужчины. В ходе разговора Репин узнал, что его догадки верны: еще десять лет назад бурлак был регентом церковного хора и священником.

В полотне Репина перед нами предстает человек, который, несмотря на невзгоды и нищету, смог сохранить человеческое достоинство и смирение перед жизненными трудностями. Что подвигло его так изменить свою жизнь и стать расстригой? Наверняка какая-то беда. Какая? Этого мы никогда уже не узнаем. Но в созданном Репиным изображении этого и других бурлаков раскрыты образы сильных личностей, чьи моральные и человеческие принципы сильнее внешних обстоятельств.


Казимир Малевич, «Девушки в поле»


05_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Казимир Малевич. «Девушки в поле», 1928–1929 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Картина впечатляет тем, как художник совместил в ней на первый взгляд несовместимые вещи. С одной стороны, очевиден прием упрощения человеческого образа до простых геометрических фигур с локализацией цвета. Это соответствовало новому искусству, изобретенному художником — «супрематизму», который провозглашал превосходство чистых форм. С другой стороны, в живописной манере узнаваемы национальные традиции иконописи, лубка и фрески.

Новаторство Малевича принято считать революционным, но источником вдохновения художника во многом послужило народное творчество. В начале 20 века, с появлением рабочего класса, развитие и сохранение народного прикладного искусства, созданного многими поколениями крестьян, было под угрозой. А у рабочих своих традиций декоративно-прикладного искусства не было. Произведения Малевича, посвященные крестьянам, становятся своими рода проводником к новой реальности авангарда.

Авторская подпись на подрамнике картины гласит: «Девушки в поле», 1912 г. №26 «Супранатурализм». Художник придумал новый термин, который соединил в себе понятия «супрематизма» и «натурализма», объединив геометрическое и фигуративное начала в образах крестьянок. Дата — 1912 год — переносит в прошлое. Так художник выстраивает логику развития своего искусства, делая супранатурализм предтечей супрематизма.


Гелий Коржев, «Старые раны»


06_5 шедевров Русского музея, мимо которых нельзя пройти
Гелий Коржев. «Старые раны», 1967 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Гелий Коржев писал картины о сильных духом людях, участниках Великой Отечественной войны, героях, чья душа навсегда изранена безутешной тоской и болью. Художник не использует в картине замысловатых композиционных или драматичных сюжетных решений. Но через образ человека, его морщины и потемневшие от тяжелого труда руки, Коржеву все равно удается передать историю жизни героя, трагедию его потерь и атмосферу мирной и даже уютной жизни, которая никогда не сможет стать прежней, ведь в памяти сохранились ужасы пережитой войны.

В своих произведениях художник раскрывает потрясающий талант рассказчика, сопереживающего товарища и даже психолога. Он способен не только понять, но и передать зрителю это привычное для героя картины нервное напряжение, ставшее частью его естества. Кроваво-красный цвет приковывает внимание к произведению, подсвечивая это состояние.

Для справки

Банк ВТБ и Русский музей связывают многолетние дружеские отношения. За время сотрудничества ВТБ поддержал множество ключевых проектов музея — выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина. В 2020 году при поддержке банка в музее состоялась масштабная выставка «Художники и коллекционеры. К 125 юбилею Русского музея. Дары. Избранное 1895–2019 годы». В 2021 году ВТБ выступил генеральным спонсором выставок «Преображенная природа» и «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения».

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

21 мая 2021

<p>
	На примере работ с выставки «Преображенная природа» в Русском музее
</p>
 Лирика, романтика и реализм в русском пейзаже

На примере работ с выставки «Преображенная природа» в Русском музее

6 июля 2020

<p>Собрание, прошедшее через войны и революции</p>
Русский музей: история коллекции

Собрание, прошедшее через войны и революции

27 ноября 2019

<p>
	 Интервью с хранителем Русского музея Сергеем Кривонденченковым
</p>
 «Некоторые картины Репина весят более 400 килограммов»

Интервью с хранителем Русского музея Сергеем Кривонденченковым

Все новости