Петербург меценатов Русского музея

28 сентября 2020

Очень культурный путеводитель по Питеру

Небольшая предыстория: пару лет назад, в рамках поддержки выставки Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее, мы сделали путеводитель по местам «боевой славы» великого русского художника. И он — абсолютно неожиданно для нас — произвел настоящий фурор в Сети. В настоящее время вы можете найти его практически в любом сервисе, предлагающем необычные маршруты для прогулок по Северной столице. 

Сегодня нас ждет новая (не менее интересная) прогулка по Петербургу. На этот раз — по домам меценатов и дарителей Русского музея: ее маршрут соединил адреса выдающихся людей, благодаря которым на рубеже XIX—XX веков формировалась коллекция ГРМ — Музея императора Александра III. Прогулка посвящена грандиозной по своим масштабам выставке «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное». Маршрут тоже масштабный — почти 8 км — однако мы увидим столько архитектурных шедевров различных эпох, что время может пролететь незаметно. Итак, в путь!

 

Первым пунктом нашего маршрута становится…

01_Петербург меценатов Русского музея

Потемкинская улица, д. 9/62

Вероятно, в Петербурге есть места, которые просто притягивают людей искусства, и годы над этим не властны… В начале XIX века в доме, находившемся на месте нынешнего, размещался литературный салон Софьи Пономаревой, который посещали Крылов, Баратынский, Дельвиг, Гнедич. В 1830-е архитектором Захаром Краснопевковым был построен особняк для коллежского советника Матавкина, который потом принадлежал его наследникам, и с 1866-го по 1875-й в доме жил писатель Николай Лесков.

В начале ХХ века владельцем дома стал представитель знаменитой фамилии, врач и коллекционер Сергей Боткин. Для нового хозяина в 1903—1906-м дом был перестроен и расширен архитектором Адамом Дитрихом в стиле петровского барокко.

Дом обрел известность в кругах ценителей прекрасного: его называли «домом-музеем», так как он был наполнен всевозможными произведениями искусства — от древнеегипетской пластики, средневековой деревянной скульптуры, шедевров елизаветинской, петровской и екатерининской эпох до произведений начала прошлого века. Сергей Боткин обладал уникальным собранием графики русских художников XIX–начала XX веков; он составил полнейшую коллекцию акварелей и графики членов общества «Мир искусства», с представителями которого был дружен.

После революции особняк был национализирован и стал музеем уже безо всяких оговорок: в нем открылась экспозиция произведений XVIII века. Однако в 1924-м музей был закрыт, а его имущество передано в другие учреждения культуры.


По Фурштатской улице мы выходим к Литейному проспекту…

02_Петербург меценатов Русского музея

Литейный проспект, д. 15

Еще в 1970-е здесь стоял доходный дом. Увы, при капитальном ремонте выяснилось, что кирпичная кладка не выдержит замены перекрытий, и дом был снесен. Сейчас на его месте находится Сад Дружбы. 

В конце XIX века в доме жил ученый-филолог Федор Батюшков, в гости к которому приходили Куприн, Горький, Короленко. Жила тут семья купцов Мандельштамов, в которой подрастал юный Осип. Наконец, здесь жил историк и археолог Никодим Кондаков, имя которого самым тесным образом связано с Русским музеем.

Кондаков был профессором кафедры истории искусств Петербургского университета, но отдавал науке не только учебное, но и все свободное время. Квартира-кабинет Кондакова была настоящей «cсвободной академией», в которой на «субботы» и «воскресенья» собирались видные ученые-гуманитарии, а вместе с ними и совсем молодые студенты.

Среди главных заслуг Кондакова — изучение византийских и древнерусских икон. Ученый стал одним из признанных экспертов в этой области. Николай II пользовался его советами при формировании Древнерусского отдела будущего Русского музея, а сам академик в 1909-м преподнес в дар музею свою коллекцию икон.

 

Кондаков был дружен с известным художественным критиком Владимиром Стасовым, «в гости» к которому мы сейчас и направимся. Благо жил он совсем рядом. Проходим чуть вперед по Литейному и сворачиваем направо на улицу Пестеля.

03_Петербург меценатов Русского музея

Моховая улица, д. 26

Стасов сменил в Петербурге столько адресов, что вполне можно было бы предложить нашим читателям отдельный маршрут «По стасовским местам». Судите сами: 1-я линия Васильевского острова, Надеждинская (Маяковского) улица, Сергиевская (Чайковского) улица, Знаменская (Восстания) улица, 7-я Рождественская (Советская) улица… Но дольше всего — почти двадцать лет — Стасов прожил на Моховой.

Дом № 26, известный как дом Мелихова (по фамилии домовладельца 1830 – 1860-х – вице-адмирала Василия Мелихова), был построен в начале XIX века купцами Щербаковыми. Часть комнат сдавалась в наем, и жильцами там успели побывать многие известные люди. Например, среди крепостной прислуги землевладельца Энгельгардта был будущий классик украинской литературы Тарас Шевченко; в 1833 –1835-м и 1851-м в доме жил основоположник русской классической музыки Михаил Глинка, а в 1860-х — доктор медицины, один из первых русских врачей-писателей Кондратий Грум-Гржимайло. Дом не раз перестраивался: менялась этажность, во дворе появлялись флигели и корпуса. Своим нынешним обликом (1913–1914) он обязан архитектору Сергею Гингеру.

В 1957-м была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1854 по 1873 год жил и работал выдающийся русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов».

 

Возвращаемся на улицу Пестеля, затем двигаемся по набережной Мойки и через Марсово поле к Неве. Обратим внимание на Михайловский (Инженерный) замок, входящий в комплекс Русского музея. В нем, кстати, открыт большой раздел экспозиции «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары». Рекомендуем посетить!

04_Петербург меценатов Русского музея

Миллионная улица, д. 5/1

А вот и еще одно здание из комплекса Русского музея — Мраморный дворец! Гениальное творение Антонио Ринальди попало в наш маршрут по целому ряду причин.

Во-первых, здесь жил великий князь Константин Константинович — поэт Серебряного века, драматург и переводчик, президент Императорской Академии наук, генерал-инспектор военно-учебных заведений… В общем, человек очень разносторонний и во многом до сих пор остающийся одной из самых загадочных фигур Российского Императорского дома. Как и монархи, великие князья дарили произведения искусства Русскому музею. И Константин Константинович не был исключением.

Во-вторых — пусть это и не относится к той эпохе, которая стала темой маршрута, — именно Мраморный дворец стал «домом» для двух крупнейших даров Русскому музею второй половины ХХ века. Речь идет о коллекции братьев Якова и Иосифа Ржевских, включавшей в себя более 500 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XX веков, и о не менее щедром даре немецких меценатов Петера и Ирэне Людвиг, благодаря которому в музей попали шедевры современного искусства.

В-третьих, как и в Михайловском (Инженерном) замке, в Мраморном дворце открыта часть экспозиции «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары». И ее тоже обязательно нужно увидеть!

 

И совсем рядом…

05_Петербург меценатов Русского музея

Миллионная улица, д. 11

Возможно, представитель древнего армянского княжеского рода Владимир Аргутинский-Долгоруков и не стал бы коллекционером, если бы не… переехал. Во всяком случае, его близкий друг, основатель общества «Мир искусства» художник Александр Бенуа писал, что князь «превращается в настоящего, одержимого всепоглощающей страстью собирателя лишь с момента своего переезда на ультрааристократическую Миллионную улицу». 

Еще один «мирискусник» Мстислав Добужинский вспоминал: «Я любил бывать в его маленькой квартире на Миллионной. Обычные его посетители были Бенуа, Нувель, Сомов и Яремич. Квартира была верх изящества, на стенах висели превосходные картины, портреты и натюрморты XVII и XVIII вв., на камине в углу была горка с его знаменитым фарфором, горели свечи в старинных канделябрах и бра, и был невероятный хаос — кучами лежали всюду книги, гравюры и папки, и рыться во всем этом было большое наслаждение».

Дом № 11 — доходный дом Н.П. Жеребцовой/особняк А.П. Гагариной — был построен в 1799—1800-м архитектором Джакомо Кваренги; реконструирован и расширен в 1860—1863-м Людвигом Фонтана, причем при весьма бережной перестройке в здание был включен кваренгиевский дом. Сам Фонтана жил в этом доме, а в 1910-х в нем располагалось посольство Дании.

 

Далее мы идем по Миллионной к…

06_Петербург меценатов Русского музея

Дворцовая набережная, д. 32

Думается, не стоит особо распространяться о том, что находится по этому адресу. Конечно же, это Зимний дворец. Столь же очевидна и роль, которую сыграли его обитатели в формировании коллекции Русского музея: без Александра III и Николая II музея бы просто не было. 

Множество произведений искусства приобреталось Александром III для будущего музея на экспозициях Товарищества передвижников и Академии художеств, на персональных выставках крупнейших живописцев конца XIX века. Шедевры первой половины XIX века попали к императору в составе замечательного собрания купца Василия Кокорева. Именно они составили ядро музейной картинной галереи в Михайловском дворце.

Николай II продолжил дело отца. Самыми крупными его дарами музею стали приобретенные на посмертных выставках коллекции произведений Василия Верещагина и Валентина Серова. Всего же он подарил музею около 250 картин, не считая рисунков, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства.

Не забудем мы и других дарителей, принадлежавших к императорской семье: великих князей Владимира Александровича — президента Императорской Академии художеств, Георгия Михайловича — известного нумизмата и управляющего Русским музеем, Михаила Николаевича, Петра Николаевича, Павла Александровича, великих княгинь Елизавету Федоровну, Марию Павловну….

 

Продолжаем наш путь по Дворцовой и Английской набережным…

07_Петербург меценатов Русского музея

Английская набережная, дома 6 и 14

Эти дома имеют богатую историю. Набережная изначально позиционировалась как место в высшей степени респектабельное, неслучайно здесь располагались иностранные представительства. Не будем перечислять всех владельцев зданий, сосредоточившись на тех, кто внес неоценимый вклад в создание Русского музея, — семье Тенишевых, которая жила здесь в 1890-е – 1900-е.

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев и его жена Мария Клавдиевна были крупнейшими меценатами своего времени, и их особняк (№ 14) был центром культурной жизни Петербурга. Здесь бывал весь цвет столичной интеллигенции. Возможно, самая яркая страница истории дома связана с бесплатной студией рисования, организованной княгиней Тенишевой по просьбе и под руководством Ильи Репина. Эта художественная школа открыла целую плеяду мастеров русской живописи и графики, среди которых были Сергей Чехонин, Ефим Честняков, Иван Билибин. Билибин сказал, наверное, самые правильные слова о Тенишевой: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Тенишевым принадлежала уникальная коллекция акварелей русских мастеров XIX–XX веков, которая была передана Марией Клавдиевной в дар Русскому музею. 

После смерти князя Тенишева его вдова продала особняк и переехала в дом № 6, где жила до Октябрьской революции. После 1917-го дома Тенишевых были национализированы, и в них размещались различные госучреждения.

 

Переходим на другую сторону Невы по Благовещенскому мосту и поворачиваем на набережную Лейтенанта Шмидта.

08_Петербург меценатов Русского музея

18-я линия Васильевского острова, д. 1

Это здание появилось еще при Петре Великом, и к его созданию приложили руку «отцы-основатели» петербургской архитектуры: оно было построено по образцовому проекту Жана-Батиста Леблона, а руководил работами Доменико Трезини. В XVIII веке оно принадлежало князьям Репниным, потом меняло владельцев, в нем находилась аптека. Разумеется, от первоначального облика сохранились только стены и оконные проемы.

В 1883-м хозяином дома стал Михаил Боткин — художник, педагог, ученый, предприниматель, меценат… Дом был перестроен по проекту академика архитектуры Александра Бруни и «обзавелся» роскошными интерьерами по его же рисункам, а также вензелем нового хозяина «МБ» на мансарде.

Михаил Боткин был одним из виднейших коллекционеров своего времени, и его дом стал подлинным музеем (вспомним особняк Сергея Боткина на Потемкинской!). По воскресеньям все желающие могли бесплатно ознакомиться с коллекцией произведений искусства, которые Боткин собирал всю жизнь. В пяти комнатах располагались шедевры декоративно-прикладного искусства разных эпох и уникальная коллекция произведений Александра Иванова, включавшая в себя более 100 работ. Кроме того, Боткин устраивал в своем доме литературные и артистические вечера.

Сейчас в доме находится Музей-институт семьи Рерихов. Значит, жизнь этого здания как храма искусства продолжается!

 

09_Петербург меценатов Русского музея

Маршрут прогулки в Google Maps
Маршрут прогулки в PDF-формате

Для справки

Дружба ВТБ и Русского музея началась в 2002 году. За 18 лет сотрудничества банк поддержал множество ключевых проектов ГРМ. Среди них: выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году при поддержке банка в музее была подготовлена к показу выставка «Художники и коллекционеры. К 125-летию Русского музея. Дары. Избранное 1895—2019 годы».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

6 июля 2020

<p>Собрание, прошедшее через войны и революции</p>
Русский музей: история коллекции

Собрание, прошедшее через войны и революции

23 августа 2019

<p>
	 О творчестве Константина Сомова без купюр
</p>
 С тоской о совершенстве

О творчестве Константина Сомова без купюр

19 июля 2018

<p>Владимир Гусев — о текущих и будущих выставках, электронных филиалах и мировой экспансии Русского музея</p>
«Даже в Антарктиде мы открыли два филиала»

Владимир Гусев — о текущих и будущих выставках, электронных филиалах и мировой экспансии Русского музея

Все новости