«Человек — величайшая тайна мироздания»

4 августа 2021

Борис Эйфман — о своем графике, отношении к возрасту, критике и правильных решениях

01_«Человек — величайшая тайна мироздания»
© Вячеслав Архипов

22 июля исполнилось 75 лет основателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, народному артисту России Борису Эйфману. В честь юбилея хореографа коллектив организовал серию спектаклей в Санкт-Петербурге и Москве, а мы собрали его высказывания о жизни, о призвании, о таланте, о судьбе и любви к искусству.

Я все свои юбилеи стараюсь проводить не за столом, а в балетном зале или на сцене. И в этот раз тоже творчески отметил то, что я, слава Богу, в 75 лет очень активно работаю. Более того: именно сегодняшний период моей жизни можно назвать «болдинской осенью». Чем я старше, тем изобретательнее, техничнее, насыщеннее становится моя хореография.

В своей жизни я принял несколько ключевых, стратегически правильных решений. Одно из них — не эмигрировать. Да, когда советские партийные чиновники уже совсем допекали, возникали отчаянные мысли, не скрою. И были приглашения, предложения. Но я интуитивно понимал: мне нельзя уезжать. Я не просто танцмейстер, я — художник. Художник с еврейскими корнями, сын своих родителей. Я унаследовал от них работоспособность, терпимость, мудрость. Но при этом я — человек русской культуры. Я на ней воспитан, и она мне бесконечно близка. Я не ставлю танцы, а реализовываю свой внутренний мир. Жить не в своей культуре и при этом реализовывать себя невозможно.

Я убежден, что в каждом человеке есть талант. Но как отсечь все лишнее и идти только одним путем развития своего дара? Это жертвенный, страшный путь. Таланту мешает, в первую очередь, сама природа человеческая. Она сопротивляется. Талант — аlter ego человека. Он мучает тебя, требует развития. А ты хочешь жить другой жизнью. Потому что ты человек. А человек — слаб. Мне самому повезло: судьба послала мне не только дар хореографа, но и бесценную возможность вовремя обнаружить его. И уже в юном возрасте я четко знал, что посвящу свою жизнь сочинению хореографии.

Публику невозможно обмануть. Никакие маркетинговые технологии не заставят зрителя полюбить твое искусство, если во время спектакля в сердце не рождается живой эмоциональный отклик. А наши балеты не оставляют безответной даже самую искушенную аудиторию. Мы даем современникам то, чего они никогда не получат от своих смартфонов, телевидения или поп-концертов, — возможность испытать подлинное эмоциональное потрясение.

02_«Человек — величайшая тайна мироздания»
Спектакль «Роден, ее вечный идол», хореограф-постановщик – Борис Эйфман © Евгений Матвеев

Есть художники моцартовского типа, которые легко сочиняют и только успевают записывать идеи, нисходящие на них свыше. А есть художники бетховенского типа: они мучаются над каждой нотой, движением, идеей. Я работаю мучительно.

Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой последующий спектакль был ярче и сильнее предыдущего. Или — чтобы он, как минимум, был непохож на сделанное ранее. У нашего театра нет права на ошибку. Впрочем, конкуренция с самим собой — прекрасный стимулятор творчества. Ты становишься изобретательнее и смелее как художник, преодолеваешь собственные стереотипы.

Язык тела хранит огромное количество информации о чувственной жизни многих поколений наших предков. И если успешно расшифровать этот генетический код, то тогда танец становится универсальным средством выражения движений человеческой души. Человек — величайшая тайна мироздания. И у хореографа есть бесценная привилегия — хоть и ненамного, но все ж приблизиться к ее разгадке.

Я ставил спектакли на престижных сценах Америки, Европы, Азии. Это был важный профессиональный опыт, который многое мне дал. Однако как художник я не могу существовать без своих артистов. Только с ними я способен полноценно воплощать в жизнь задуманное.

03_«Человек — величайшая тайна мироздания»
© Евгений Матвеев

Я диктатор, прежде всего, по отношению к самому себе. Встаю рано утром и сразу начинаю трудиться. Мой рабочий день длится 12–14 часов. И так год за годом, без выходных и отпусков. В нашем театре установлена диктатура не личности, но идеи. Той творческой мысли, которая объединяет труппу, заражает артистов.

Любовь — к искусству, своим близким — дарит вдохновение. Но страсть всегда только разрушала меня, мешала состояться как художнику. Потому что страсть, как и искусство, требует полного самопожертвования.

Наш театр прошел через три эпохи: позднесоветскую, перестроечную и 1990-е. Нам никогда не было легко. Каждый период приносил свои вызовы и испытания. В советское время приходилось противостоять цензуре. В перестроечное и постсоветское — бороться с безденежьем и хаосом. Но все это в прошлом. Сегодня государство и спонсоры поддерживают наш театр. При этом никто не учит меня, как и о чем надо ставить спектакли. Сейчас я существую в практически идеальных для творчества условиях.

В моей жизни было много случайных неслучайностей — эпизодов, определяющих судьбу. Я глубоко убежден: у человека в жизни все предзадано. Нужно только почувствовать момент, когда тебе посылается шанс. Судьба вела меня. Но, поверьте, я для этого и сам очень много сделал. Всю свою сознательную жизнь я работал.

Любую критику — как позитивную, так и негативную — я уже давно воспринимаю с некоторой иронией. Для меня существуют три критика. Первый — я сам, второй — мой зритель, а третий, главный, — тот, кто ниспослал мне дар хореографа. За его достойную реализацию я в ответе перед Всевышним. Все остальное — суета сует.

Для справки

На протяжении многих лет банк ВТБ поддерживает творческую деятельность всемирно известного Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. При поддержке банка состоялись премьеры спектаклей «Up & Down», «Русский Гамлет», «Эффект Пигмалиона» и «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Также ВТБ стал генеральным спонсором мероприятий в честь юбилея хореографа.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

14 апреля 2014

Театр балета Бориса Эйфмана на гастролях в Лондоне 17 па
Театр балета Бориса Эйфмана на гастролях в Лондоне

30 мая 2012

Любовь Андреева, исполнительница партии Камиллы Клодель: «Я открыла новое в себе» Мраморная трагедия
Любовь Андреева, исполнительница партии Камиллы Клодель: «Я открыла новое в себе»

22 мая 2012

Борис Эйфман: «Быть хореографом – все равно, что быть сапером. Без права на ошибку!» Новый портрет Родена
Борис Эйфман: «Быть хореографом – все равно, что быть сапером. Без права на ошибку!»
Все новости